главная :: музеи мира :: русский авангард :: интересные статьи :: библиография :: коллекция картин художников. скачать :: полезное :: карта сайта
Шедевры мировой живописи
 
Церковь в ОвереВинсент Ван Гог
Церковь в Овере

Овер, июнь 1890
Холст, масло. 94 х 74 см
Музей Орсэ, Париж
“У меня уже сделано полотно побольше с деревенской церковью, на котором здание выглядит лиловатым на фоне неба - яркого, глубоко-синего чистого кобальта; окна цветного стекла похожи на пятна ультрамарина; крыша лиловая, а местами оранжевая. На переднем плане кусочек цветущей зелени и розовый в солнечном свете песок. Это почти то же, что этюды со старой башней и кладбищем, которые я делал в Нюэнене, за исключением того, что цвет теперь, вероятно, более выразителен, более богат”. Винсент Ван Гог
Печать картин на холстеКонтакты

Художники:

Ван Гог Винсент ВиллемСезанн ПольМоне Клод ОскарДега Эдгар Илэр ЖерменМане ЭдуардТулуз-Лотрек Анри деГоген Эжен Анри ПольРенуар Пьер ОгюстСёра Жорж-Пьер

Главная / Моне Клод Оскар / Биография

Биография

"Необходимо так много работать, чтобы суметь передать то, что я ищу - мгновенность…''
Клод Моне

Клод Оскар Моне - французский художник, один из основателей импрессионизма. Родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. Его отец, Адольф, работал у своего зятя, который вел оптовую торговлю бакалейными товарами.

Клод Оскар Моне

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного – рисования, где Клод проявил врожденный талант художника, и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела и хорошо зная о том, насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.

В 1856 году под руководством Луи Эжена Будена он начал писать пейзажи на открытом воздухе. А в 1859 Моне приехал в Париж, где познакомился с Камилем Писсарро. В 1860 был призван на военную службу в Алжир, но уже в 1862 из-за болезни вернулся в Гавр, где снова стал писать виды побережья вместе с Буденом. Вскоре он познакомился с датским художником Яном Бартолдом Йонгкиндом, тоже пейзажистом. Йонгкинд стал его вторым учителем. В ноябре Моне вернулся в Париж, где занимался в ателье Шарля Глейра и встретился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.

Между 1863 и 1865 гг. Моне работал в стиле Курбе и реалистической школы, но его преследовала идея писать композиции на открытом воздухе. Наиболее известная из работ этого времени, названная, как и полотно Эдуара Мане, "Завтрак на траве", была написана в студии по наброскам, сделанным на пленэре. Два морских пейзажа Моне были выставлены и хорошо приняты на Салоне 1865.

В 1870 году Моне женится на Камилле Донсье, от которой у него уже родился сын Жан. Скрывается в Лондоне от мобилизации во время Франко-прусской войны.

В Лондоне он и Писсарро познакомились с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который сделал группу импрессионистов знаменитой. В 1871 и 1872 Моне работал в Голландии; в это время он увлекся японской гравюрой.

В 1871 году Моне возвращается во Францию, чтобы поселиться в Аржатейе, в прекрасной излучине Сены, близ Парижа. Художник часто работал вместе с Ренуаром, Сислеем и Мане, создавая свои знаменитые сцены катания на лодках, эпизоды деревенской жизни. Часто он писал свой дом и сад.

На короткое время Моне доверил ведение своих финансовых дел Эрнесту Гошеде, бизнесмену, покупавшему картины художника. К несчастью, в 1878 году Гошеде обанкротился. На следующий год Моне и Гошеде объединили оставшиеся у них деньги и переехали в Ветей, деревушку на берегу Сены в 65 километрах к северо-западу от Парижа. Вскоре после переезда рождается второй сын Моне, Мишель. Однако здоровье Камиллы стремительно угасает.

В 1879 году после долгой болезни умирает Камилла, оставляя Моне с двумя сыновьями.

Вероятно, на какое-то время завязывается роман между Моне и Алисой Гошеде, муж, Эрнест, уезжает, оставив Клода и Алису с восемью детьми на руках. В конце концов, Моне женится на Алисе, но это происходит только в 1892 году, после смерти ее первого мужа.

В 1883 году Клод переезжает в Живерни, красивое место на берегу реки Эпт, примерно в 65 километрах от Парижа.

Через семь лет он купил дом, который прежде снимал, и участок земли, на котором он разбил сад. Это приобретение перевернуло всю его жизнь. В Живерни он провел свои лучшие годы, здесь им были написаны самые значимые полотна, и до сих пор здесь, кажется, все дышит его памятью. К 50 годам Моне стал вполне обеспеченным человеком. Этот успех позволил художнику расширить сад, который стал теперь самой большой его любовью.

"Кроме живописи и садоводства я ни на что не гож", писал Клод Моне.

Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне мировую славу и благосостояние. К 1890 г. он начал работать на нескольких холстах одновременно, передавая на каждом освещение и состояние вида в определенный довольно краткий период времени, работая над одним полотном часто не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены.

В Живерни часто приезжали Сезанн, Ренуар, Сислей, Писсаро, Матисс и другие художники. Моне любил принимать их у себя, с удовольствием демонстрируя сад, оранжереи и свою уникальную коллекцию японских гравюр. Зная о страстном увлечении художника садом, многие друзья дарили ему редкие, уникальные растения.

С 1899 г. до смерти в 1926 г. (эти годы были омрачены ухудшением зрения) Сад был для Моне настоящей мастерской. Ежедневно он вставал в 5 утра, приходил сюда и без устали рисовал. Рисовал в любое время года, в любую погоду, в любой час дня. Увлекали его и прогулки по окрестностям. Художник любил алые от маков поля, тенистые дорожки вдоль берега Сены. Вода всегда восхищала художника, неслучайно он приобрел неподалеку от дома небольшой островок. Здесь Моне обзавелся лодкой и сторожкой, служившей ему одновременно мастерской.

Полностью поглощенный работой, он творил с такой страстью, а порой и яростью, что иногда, недовольный результатом, уничтожал свои полотна, сжигая их вместе с увядшей листвой. Именно в Живерни Моне становится предвестником современной живописи. Абсолютно равнодушный к модным художественным течениям своего времени - пуантилизму, фовизму или кубизму - он создал свою собственную нишу в искусстве. В Живерни к Моне пришла слава. В это время его картины уже хорошо продавались, давая ему возможность обустраивать дом и сад. Любимым детищем художника стал "Сад на воде". Моне разбил его в 1893 году, преодолев многочисленные административные сложности. Здесь явно чувствуются японские мотивы, берущие начало в традиционной восточной философии созерцания природы. В 1895 г. Моне строит свой знаменитый "японский мостик".

Клод Моне

Моне создавал огромные полотна, изображающие пруд в саду в разное время дня. Здесь появился знаменитый цикл "Decorations", здесь родились "Кувшинки", здесь воплотились в жизнь все гениальные замыслы художника. "Прошло много времени, - писал Моне, - прежде, чем я смог понять свои кувшинки... Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели".

Умер Моне в Живерни 6 декабря 1926 года, снискав богатство и признание.

Хронология жизни

1840 Клод Оскар Моне родился 14 ноября в Париже, на улице Лаффит, 45. Он был вторым сыном торговца бакалейным товаром.

1845 Дела отца идут плохо, поэтому семья переезжает в Гавр, где отец смог вступить в совместное предприятие торговли колониальными товарами своего шурина Лекадра.

Около 1855 Дарование Моне в области рисунка проявляется в карикатурах; он рисует карикатуры и на своих учителей.

1858 Знакомство с пейзажистом Эженом Буденом (1824 - 1898), совместно с которым Моне работает на пленэре.

1859 Моне едет в Париж учиться живописи. Он посещает Салон и работает в Академии Сюисса, где познакомился с Камилем Писсарро (1830 — 1903).

1860 Призыв в армию; Моне выбирает службу в Алжире в соединении «Африканские охотники», однако уже в следующем году по состоянию здоровья возвращается домой.

1862 Во время оздоровительного отпуска он знакомится в Нормандии с Иоханом Бартольдом Йонгкиндом (1819- 1891). После выздоровления семья выкупает Моне из военной службы и заставляет в ноябре вернуться в Париж, где он поступает в мастерскую живописца Шарля Глейра (1806 — 1874). Там он встречает Огюста Ренуара (1841 - 1919), Альфреда Сислея (1839 - 1899) и Фредерика Базиля (1841 - 1870).

1863 Со своими новыми друзьями он пишет картины в лесу Фонтенбло. В конце года все четверо покидают мастерскую Глейра.

1865 В Салон приняты две марины Моне. Для следующего Салона он задумывает создать монументальный Завтрак на траве, над которым немедленно начинает работать в лесу Фонтенбло.

1867 Лето он вновь проводит у родителей. В Париже родился первый сын. По возвращении в Париж Моне работает в мастерской Базиля, который покупает в рассрочку отвергнутых Салоном Женщин в саду.

1868 Испытывая все возрастающие финансовые трудности, Моне работает в Этрета и Фекане. С 1864 года его поддерживает Ридер Годибер, дает ему заказы и выкупает заложенные картины.

1870 Новый отказ принять картины в Салон. 26 июня Моне женится на Камилле Донсье. Месяц спустя начинается франко-прусская война. Моне уезжает в Лондон, где в ноябре получил известие о гибели своего друга Базиля. В Лондоне знакомится с торговцем картинами Дюран-Рюэлем.

1871 17 января умирает отец Моне, оставив ему небольшое наследство. Осенью Моне через Голландию возвращается во Францию и снимает дом с садом в Аржантёе.

1872 Дюран-Рюэль покупает большое количество картин. Моне сооружает в лодке мастерскую и пишет берега Сены. Во время пребывания в Гавре написана картина Impression. Soleil levant (Впечатление. Восход солнца). Второе путешествие в Голландию.

1873 Благополучно работает в Аржантёе; знакомится с Поставом Кайботтом (1848 - 1894). Для проведения совместных выставок в декабре образуется Societe anonym et Cooperative d'Artistes-Peintres, -Sculpteurs, - Graveurs, etc» (Анонимное и кооперативное общество художников — живописцев, скульпторов, граверов), в которое вошло ядро будущих импрессионистов.

1874 В фотоателье Надара на парижском бульваре Капуцинок проходит первая групповая выставка членов общества. Название представленной там картины Моне Impression. Soleil levant было подхвачено критиком Леруа, написавшим злобную статью Выставка импрессионистов, где издевался над художниками, которые не пишут законченных картин, но всего лишь - впечатления. Выставка потерпела фиаско, и «Анонимное общество» в конце года было распущено.

1875 Вновь испытывая финансовые трудности, Моне вынужден переселиться в маленький домик.

1876 На второй выставке импрессионистов, проходившей в галерее Дюран-Рюэля, Моне показывает 18 картин. Он знакомится с владельцем торгового дома Эрнестом Гошеде, который заказывает ему панно для украшения одного из залов его замка Роттенбургблиз Монжерона. В конце года и в течение следующего Моне пишет серию картин Вокзал Сен-Лазар.

1878 В Париже родился второй сын Моне. Летом семья Моне живет в небольшом домике в Ветёе, куда за ними следует со своими шестью детьми Алиса Гошеде. Материальные трудности преследуют художника.

1879 При поддержке Кайботта открывается четвертая групповая выставка. Моне пишет картины в Ветёе и Лавакуре. 5 сентября в возрасте 32 лет умирает Камилла.

1881 Дюран-Рюэль вновь покупает картины Моне и финансирует его рабочие поездки. В декабре Моне вместе с Алисой Гошеде и детьми перебирается в Пуасси.

1883 Дюран-Рюэль добивается персональной выставки Моне. Критика реагирует благосклонно, но больших покупок картин нет. Дюран-Рюэль заказывает ему убранство своего парижского дома. Моне снимает дом в Живерни. В декабре вместе с Ренуаром совершает поездку в Южную Францию.

1884 С января по апрель работает на Ривьере.

1890 Работает над серией Стога и начинает серию Тополя. Покупает дом в Живерни, в котором живет с 1883 года.

1892 В начале года работает над Руанским собором. После смерти Эрнеста Гошеде, Моне и Алиса Гошеде решают узаконить свои отношения; свадьба состоялась в июле.

1896 Вновь работает в Нормандии - в Варенжевиле, Дьеппе и Пурвиле. Начинает серию Утро на Сене.

1897 С января по март работает в Пурвиле. Строит вторую мастерскую в Живерни. Летом сын Моне женится на своей сводной сестре, Бланш Гошеде. На второй Биеннале в Венеции показано 20 картин Моне.

1899 В своем саду в Живерни Моне начинает серию Нимфеи (Белые кувшинки). Осенью едет в Лондон и вновь обращается к видам Темзы.

1903 Работает в мастерской над видами Темзы (до 1905 года). 12 ноября умирает Писсарро.

1906 Моне работает над серией Белые кувшинки, однако не удовлетворен результатами и многократно отказывается от выставки у Дюран-Рюэля. 22 октября умирает Сезанн.

1908 Первые симптомы заболевания глаз. С сентября по декабрь вместе с Алисой живет в Венеции.

1911 19 мая умирает Алиса Моне.

1912 В галерее Бернхейм-Жён с большим успехом выставлены венецианские картины Моне. Зрение Моне продолжает ухудшаться; окулист диагностирует катаракту.

1914 Клемансо и другие друзья Моне предлагают ему подарить серию Белые кувшинки государству. После смерти сына Жана его вдова берет на себя домашние заботы в Живерни. 3 августа Франция вступает в первую мировую войну.

1915 Для создания декоративных панно с изображением нимфей Моне строит третью мастерскую.

1918 По случаю заключения перемирия 11 ноября Моне дарит французскому государству восемь картин серии Белые кувшинки.

1919 17 декабря умирает Огюст Ренуар, последний из друзей Моне парижского периода.

1921 Большая ретроспективная выставка у Дюран-Рюэля. Угнетенный и полный сомнений в связи с ослаблением зрения Моне хочет отменить дарение.

1923 Две глазные операции возвращают Моне зрение, и он снова может вернуться к живописи. Он продолжает работать над большими панно с нимфеями, испытывая частые приступы депрессии.

1926 6 декабря Клод Моне умирает в Живерни.

Печать картин на холсте. Контакты
Шедевры мировой живописи. © 2009
Яндекс цитирования Rambler's Top100