главная :: музеи мира :: русский авангард :: интересные статьи :: библиография :: коллекция картин художников. скачать :: полезное :: карта сайта
Шедевры мировой живописи
 
Церковь в ОвереВинсент Ван Гог
Церковь в Овере

Овер, июнь 1890
Холст, масло. 94 х 74 см
Музей Орсэ, Париж
“У меня уже сделано полотно побольше с деревенской церковью, на котором здание выглядит лиловатым на фоне неба - яркого, глубоко-синего чистого кобальта; окна цветного стекла похожи на пятна ультрамарина; крыша лиловая, а местами оранжевая. На переднем плане кусочек цветущей зелени и розовый в солнечном свете песок. Это почти то же, что этюды со старой башней и кладбищем, которые я делал в Нюэнене, за исключением того, что цвет теперь, вероятно, более выразителен, более богат”. Винсент Ван Гог
Печать картин на холстеКонтакты

Художники:

Ван Гог Винсент ВиллемСезанн ПольМоне Клод ОскарДега Эдгар Илэр ЖерменМане ЭдуардТулуз-Лотрек Анри деГоген Эжен Анри ПольРенуар Пьер ОгюстСёра Жорж-Пьер

Главная / Дега Эдгар Илэр Жермен / Биография

Биография

Эдгар Дега

Эдгар Илэр Жермен де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное Дега) родился 19 июля 1834 в Париже и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и сысокообразованной семье банкира. Его отец Август де Га еще в молодости приехал в столицу Франции, где организовал филиал неаполитанского торгового дома и женился на французской креолке Селестине Мюссон, отец которой был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

В 1847, когда мальчику было всего лишь 13 лет, умерла его мать, что стало тяжелым ударом для боготворившего ее сына. Эдгар был способным ребенком и с успехом, хотя и без особого блеска, окончил школу. Из школьных предметов его особенно увлекали история и латынь, однако больше всего на свете мальчик любил рисовать. Интерес к творчеству поддерживал в нем отец, который гораздо больше интересовался искусством, нежели финансами.

Будучи старшим сыном, Эдгар должен был пойти по стопам отца. Поэтому, окончив лицей Людовика Великого (1845-1852), он поступил в 1853 на факультет права Парижского университета. Однако молодой человек всем сердцем стремился стать художником и, благодаря своему упорству, добился у отца разрешения обучаться живописи.

Оставив юриспруденцию, Эдгар близко сошелся с одним из учеников Делакруа - Эваристом де Валери. Некоторое время он занимался в мастерской Барриаса, а в 1854 начал обучение у Луи Ламотта (ученика и последователя Энгра). Практически в это же время Эдгар поступил в Школу изящных искусств.

Имея богатого отца, всячески поддерживающего стремление сына к успеху, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило, сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Ему не нужно было думать о средствах к существованию, и поэтому он спокойно и много изучал живопись.

Молодой художник много времени проводил в Лувре, копируя работы старых мастеров. Однако в 1856 неожиданно для всех Дега оставил Париж и на два года уехал в Италию, где познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив главные культурные центры страны - Флоренцию, Неаполь и Рим. Наибольшего его внимания удостоились работы А. Мантеньи и П. Веронезе.

После возвращения в Париж в 1859 Эдгар открыл собственную мастерскую и создал несколько произведений на исторические темы, придав им нехарактерную для того времени трактовку ("Молодые спартанки, вызывающие на состязания спартанцев", 1860); "Сцена войны в средние века", 1865). Следуя в этих работах классицистической традиции, Дега стремился обновить их живым и точным наблюдением натуры. Мастер игнорировал условную идеализацию античного сюжета, изображая своих героев похожими на современных ему подростков парижских предместий.

В 1860 состоялся следующий визит художника в Италию, где он создал ряд выразительных портретов своих современников.

Многие из произведений Эдгара Дега, созданные в 1860-х, могут быть причислены в число высших достижений портретного искусства XIX столетия. Необычайно острое видение натуры сочетается в работах этого периода с проникновенностью психологического анализа и сосредоточенной серьезностью. С изумительным чутьем художник следует за каждым изгибом, чертой, выдающей особенности характера, вычерчивая, таким образом, на полотне подлинную душу своей модели. Дега писал портреты только тех, кто был хорошо ему известен, изображая портретируемого в привычном для него окружении. Художнику не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы, он созерцает свою модель, изучал ее суть, и именно это позволяло ему обнажить самое сокровенное, что скрыто в человеке.

В 1861 во время своей поездки в Нормандию Дега посетил конный завод и был очарован грациозностью племенных лошадей. С этого момента тема скачек стала одной из ведущих в его творчестве. Любовью к величественным и красивым животным проникнуто множество посвященных им холстов. Произведения цикла рождают ощущение непосредственного, словно случайно увиденного "кадра" действительности.

В 1862 Дега познакомился с Эдуардом Мане, который ввел его в круг молодых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов. С конца 1860-х, в искусстве мастера появилась тенденция к созданию серий ("Скачки", "Балетные сцены", "Модистки", "Прачки"). В своих программных произведениях он очень точно и с большим мастерством раскрывает глубину и сложность внутреннего состояния своих героев, передает атмосферу отчужденности и одиночества, в котором жило современное ему общество.

Искусство Дега было тематически более разнообразным и сложным по проблематике, более интеллектуальным и менее непосредственно-чувственным, чем творчество О. Ренуара, К. Моне или А. Сислея. В отличие от большинства художников-импрессионистов, Дега не искал вдохновения в природе. Он был глубоким и проникновенным живописцем города. При этом мастер воспринимал действительность, прежде всего, как динамическую стихию, потому что главное место в его творчестве принадлежало движению.

В 1870 началась Франко-прусская война. Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако на первых же стрельбищах обнаружилось, что он плохо видит правым глазом. Это было началом болезни мастера, которая к концу жизни обернулась для него почти полной слепотой. Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк. В 1871, когда война закончилась, он совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 провел несколько месяцев в Новом Орлеане у своих американских родственников.

Приехав Париж в апреле 1873, художник вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Дела покойного оказались в полном беспорядке, банк, которым он управлял, задолжал астрономические суммы. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из средств, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно и ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься о продаже своих собственных работ. Один из способов найти покупателей Дега видел в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов, некоторые из них он помогал организовывать сам. Между 1874 и 1886 состоялось восемь выставок, из которых Дега принял участие в семи. В отличие от остальных импрессионистов, его работы прекрасно продавались.

Постепенно художественная манера мастера изменилась: пространственное построение приобрело небывалую остроту, а колорит усложнился и обогатился сложными оттенками. Дега избегал дифференциации цвета, поэтому в живописном плане с импрессионизмом его сближало не столько понимание цвета, сколько больший интерес к свету. Кроме того, художник стал тяготеть к пастели, ставшей вскоре его главным материалом для рисования. В своих картинах маслом живописец никогда не стремился изображать изломанную фактуру, любимую остальными импрессионистами, а предпочитал писать в спокойном и ровном стиле.

В 1880-х Дега проявлял огромный интерес к японской гравюре и фотографии. В это же время, используя пастель, он упростил и очистил свой рисунок от всего лишнего так, что мог с помощью одного только контура передать игру мышц движущегося человеческого тела. Вскоре его живописные работы приобрели более скульптурный характер. Контуры подчеркивались толстой, прочерченной углем линией, а в колорите преобладали пурпурные, розовые и зеленоватые оттенки, придающие ему звонкость; детали сводились к минимуму.

Нужно отметить, что в течение всей жизни художник сохранял стойкое пристрастие к определенным темам и, пожалуй, ничто не соответствовало его интересам так, как изменчивая, динамичная стихия танца. Балет был его любимой темой. С одинаковым блеском он передавал и однообразные будни танцовщиц, ежедневную работу над каждым движением, и призрачную феерию спектаклей. Художник предпочитал писать полотна, в которых можно было показать взаимодействие и движение фигур в пространстве. В балетных сценах особенно полно прослеживается стилистическая эволюция искусства мастера. В своих первых работах он соблюдал значительную дистанцию по отношению к мотиву, и выразительный эффект его композиций во многом определялся сложным и динамичным взаимоотношением фигур и пространства, как это можно видеть в картине "Танцевальный класс" (1874). Во многих случаях художник старается охватить взглядом сцену и ряды кулис, откуда выходят балерины ("Репетиция балета на сцене", 1874).

Дега все больше приближал танцовщиц к зрителю, изображая крупным планом некоторые фигуры, предвосхищая тем самым приемы "кадрирования" в киноискусстве. В работах этого периода пространство теряет свое выразительное значение и часто сводится к плоскости.

Многие произведения, посвященные балету, художник создавал по памяти в своей студии, и только примерно через 15 лет ему было разрешено приходить на сцену и за кулисы. До этого он приглашал танцовщиц домой, где они позировали ему в спокойной обстановке. Часто использовал эскизы, сделанные с одной натурщицы, для создания разных образов танцовщиц.

Не менее притягательна и серия, которую художник посвятил работающим женщинам - прачкам, продавщицам галантерейных лавок, гладильщицам и т.д. Героини этих картин, как правило, изображены в интерьере вне бытовой среды. Художника интересуют профессиональные движения, характерность поз, иногда он открывает неожиданные декоративные эффекты в сопоставлении фигур и ритмическом взаимодействии силуэтов ("Прачки несущие белье", ок. 1876-1878). В других работах светотеневые контрасты и отношения цветовых пятен сообщают простому мотиву своеобразную поэтическую экспрессию ("Гладильщица", ок. 1882).

С начала 1880-х Дега все чаще писал и рисовал обнаженное тело, изображая его свободным от всяких условностей, идеальных норм и представлений. "Красота должна быть харбктерной", - утверждал Дега, и поскольку характер обнаженного тела наиболее полно проявляется в разнообразных движениях, а в современных условиях эти движения могут быть абсолютно естественными лишь во время купания, излюбленной темой художника стали "женщины за туалетом". Ранние работы этой серии довольно тщательно продуманы и отличаются строгим построением ("Таз", 1886). В поздних полотнах движения становятся более резкими, форма передается более упрощенно и часто подчеркивается резким упругим контуром; цвет сводится то к немногим интенсивным пятнам, то рассыпается искрами всевозможных оттенков. По своей сути этот стиль уже мало связан с импрессионизмом и обнаруживает в своей обостренной экспрессии, декоративности и обобщении формы несомненную близость к постимпрессионистическим исканиям.

В конце жизни, почти полностью потеряв зрение, художник оставил живопись, еще некоторое время продолжал заниматься скульптурой, которую он называл "ремеслом слепого". Дега создавал свои статуэтки из глины и воска, которые наносил на каркас. Многие из них не сохранились из-за несовершенства техники. Около 150 статуэток, оставшихся в мастерской после смерти художника, были отлиты из бронзы. Значительным достижением в области скульптуры стала работа "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица". Статуэтка выполнена из натурального воска и одета в пачку с прилегающим лифом, трико и балетные туфельки. На голове - парик с косой, в которую вплетена лента зеленого цвета, такая же завязана на шее. Воск, слегка подкрашенный, имеет естественный цвет кожи.

Комбинация искусственных и натуральных материалов - воск, ткань и волосы придает этой статуэтке уникальность и неповторимость, словно она стирает границы между реальностью и выдумкой.

За всю свою жизнь Дега создал огромное количество подготовительных набросков и законченных произведений. Его графические работы могут служить свидетельством творческого роста, который прошел художник, они наглядно демонстрируют, как мастер составлял пастельные композиции с изображением танцевальных сцен из отдельных набросков, движений и поз. В этих работах колористический подход автора гораздо смелее, чем в его живописных произведениях. В них он использовал цвет свободно и хлестко. Работая в этой технике, мастер говорил о том, что она позволяет ему стать "колористом с линией".

К концу жизни Эдгар Дега практически ослеп и перестал писать. Художник скончался 27 сентября 1917 в Париже в возрасте 83 лет. К этому времени он уже был признанным и авторитетным художником, картины которого продавались по неслыханным для того времени ценам. Согласно последней воле художника похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: "Он, как и я, очень любил рисовать".

Печать картин на холсте. Контакты
Шедевры мировой живописи. © 2009
Яндекс цитирования Rambler's Top100